
О связи (равно как и отсутствии всякой связи) между этими двумя экономическими инструментами написано немало. И на первый взгляд сходство между ними велико. Однако есть «лакмусовая бумажка», позволяющая отделить «зерна от плевел» — это наличие реального товара, за продажу которого и выплачивается вознаграждение. Если же деньги платят за привлечение новых членов, вносящих в компанию свои взносы — налицо типичная финансовая пирамида. В России их было немало. Некоторые продолжают действовать и поныне, обирая доверчивых людей.
Откуда в MLM большие деньги и хватит ли их на всех участников бизнеса?
Прежде всего, определим сетевой маркетинг, как систему продаж товаров и распространения услуг. Это значит, что сначала эти товары или услуги кто-то должен произвести (организовать), на что требуются большие вложения денег.
При классических продажах мы встречаемся с товаром на полке магазина и видим ярлык с ценой, которую, помимо производственных затрат, включены также затраты на маркетинговые исследования, рекламу, транспортировку, складирование и многие другие, в том числе торговая надбавка, которая идет на содержание самого магазина и оплату его работников. В цену включается и прибыль всех звеньев этой цепочки, так что на выходе розничная цена в несколько раз превышает себестоимость товара.
В сетевом маркетинге все несколько иначе.
Есть MLM-компании, сами производящие товар, а есть брокеры, занимающиеся только продажами. В обоих случаях фирма-производитель не тратить деньги на рекламу и маркетинг, так как эти функции выполняют сами дистрибьюторы. А эти затраты могут достигать 40 % в отпускной цене товара. Сокращаются и расходы других звеньев цепи от производителя до потребителя (не нужен магазин, продавцы и другой персонал). Таким образом, достигается ведьма существенная экономия, которая и выплачивается сетевой структуре в качестве комиссионного вознаграждения.
Сама комиссия за проданные товары определяются только между участниками сделки, к которым относятся отнюдь не все дистрибьюторы структуры, а только связаны между собой спонсорскими отношениями. То есть деньги от сделки, кроме непосредственного продавца, получают его прямой спонсор и так далее, до самого верха структуры. Если продаж мало, то и вознаграждение будет мизерным, так как распределяется только реально заработанная сумма и только между строгого очерченным кругом лиц. Условия оплаты рассчитаны математически и заложены в компьютерную программу. При этом наибольшую часть комиссии получает сам продавец, а спонсоры имеют незначительные проценты от суммы сделки. Но если у начинающего дистрибьютора может быть одна-две сделки в месяц, то у спонсора, имеющие в структуре сотни или тысячи дистрибьюторов, даже из мизерных процентов складываются весьма внушительные суммы.
Чтобы не сложилось впечатление, что спонсоры даром едят свой хлеб, и вся их работа ограничивается привлечением нескольких человек, которые потом расплодились сами в геометрической прогрессии, надо помнить поговорку о бесплатном сыре, которой бывает, как известно, только в мышеловке или финансовой пирамиде (которая такой мышеловкой и оказывается).
Структура никогда не станет расти самостоятельно на первом этапе ее создания. Чтобы люди из первой линии стали продавать, надо их сначала этому обучить, а это уже большой труд. Надо постоянно поддерживать в них мотивацию при неудачах (а их немало на старте у каждого), надо научить своих новичков не только продавать, но и строить сеть. Наконец, надо обучить их учить других людей. А это уже совсем непростая задача. Так что в MLM деньги достаются серьезным трудом и надо хорошо представлять себе это при вхождении в бизнес.
Другое дело, что отдача от своих вложений здесь неизмеримо выше, чем в обычном бизнесе. Впрочем, не будем повторять уже описанные преимущества MLM, а подчеркнем лишь то, что сетевой маркетинг в России действительно становится профессией 21-го века.

Финансовая пирамида — абсолютно дутая структура направленная на перераспределение средств участников. Сетевой маркетинг — реальные продажи с определенной наценкой, т.е. реальным доходом.